Read Manga Mint Manga Find Anime Dorama TV Libre Book Self Manga Self Lib GroupLe

Путь чая

Написано: 03/06/16 Комментариев: 143 Пожаловаться на содержание поста

Рейтинг: 9,06/10 Всего голосов: 121

Доброго вам времени суток, друзья! Как ваши дела? 
Так быстро летит время…кажется, совсем недавно лежал снег, но вот уже наступило лето. Всех, у кого каникулы и время отпуска, с началом отдыха, а всех остальных с началом этого прекрасного времени года! 

С чем у вас ассоциируется лето? Для меня – это воспоминания о детстве; истории, приправленные запахами росы, дождя, ягод и фруктов, а главное… чая и книг… Не чёрного чая, а травяного, который мы собирали сами, когда были в гостях у бабушки. Каждый «сбор» был особенным, но общим было то, что всё они хранили воспоминания/историю, тепло и положительные эмоции. Такой чай я любила без сахара, с Маминым «розовым варением», его она готовила сама, из лепестков чайных роз, которые мы собирали все вместе… Вы когда-нибудь пробовали пить чай из собранных трав с розовым варением? Попробуйте, это очень вкусно, а главное придаёт сил)) 

Этой весной, наконец-то, сбылась одна моя детская мечта –  приступила к изучению японской чайной церемонии и каллиграфии. До этого я «изучала» чайную церемонию по книгам и фильмам, а теперь постигаю азы под руководством настоящих чайных мастеров (они первые выпускники-иностранцы школы Омото-сэнке). 
К сожалению, на этой неделе занятие пришлось пропустить и, вспоминая, решила вас познакомить с этим прекрасным действом (извините, пока только в картинках). Надеюсь, вы не против?) 
За курс, всю чайную церемонию (которая, если делать по всем правилам, длится несколько часов) изучить нельзя. Курс состоит всего из 12 занятий, в течение которых мы учимся только одной части чайной церемонии – приготовление «лёгкого чая» (усутя). «Лёгким чаем» завершается вся церемония и его же готовят на демонстрационных показах. Первое чему мы учимся – как быть гостем, потом, в процессе, ханто (помощником) и мастером, отдельно оттачивая каждое движение. 
На чайную церемонию (как, впрочем, и везде) нужно приходить вовремя, даже чуточку раньше назначенного времени; одежда чистая, опрятная, не броская. На занятиях предпочтительно юката или кимоно, на реальной чайной церемонии только кимоно/мужчинам юбка-брюки хакама (хотя европейцам позволяется присутствовать в «традиционной» одежде, если не оговорено иное). В брюках или джинсах сидеть в правильной позе на татами нереально - ноги очень быстро начинают болеть. Вне зависимости от пола, руки (особенно плечи) и ноги должны быть прикрыты одеждой. 
Если женщина на чайную церемонию приходит в простом платье/юбке, то нужно учитывать, что в ней придётся сидеть на коленях длительное время. 
Очень важно, на ногах белые носки (на занятиях, кто забыл белые носки, на татами не допускается). Это уважение как к хозяину, к гостям-соседям и ко всему действу. 
Макияж самый лёгкий, помада запрещена (может оставить след на чаше).
Духи лучше не использовать, ничто не должно мешать и перебивать запах чая.
Волосы должны быть убраны.
Украшения как женщинам, так и мужчинам запрещены. Единственное что допускается – обручальное кольцо. 
У каждого гостя должен быть свой складной веер. Длина веера в сложенном состоянии: мужской – 180 мм, женский – 155 мм. 

Поза в которой сидят гости сэйдза знакома многим, кто знимался/занимается восточными единоборствами, каллиграфией, икебаной.

Существует четыре принципа чайной церемонии:
•   Почтительность – ко всему: мастеру, другим гостям, к утвари и чаю. 
•   Чистота – во всём: убранство комнаты, одежда, а главное мысли и помыслы.
•   тишина/ покой
•   гармония (главный принцип) – всё взаимосвязано и сочетается/влияет друг на друга: тянива и окружающая природа, утварь – друг с другом; икебана/свиток/различные блюда и сладости – с временем года/временем суток и целью чайной церемонии.. Помимо этого, чайная церемония должна создать/поселить/возродить гармонию в душе отдельных людей и в целом у гостей (считается, что «мастер чая должен был укрепить своего гостя или гостей перед каким-то ответственным шагом»)


К хворостяной лачуге 
Вихрь горстку листьев подбросил — 
Воды вскипячу для чая. 
Мацуо Басё


На чайной церемонии гостю предстоит преодолеть несколько границ «между священным и обыденным». Первая граница – вход в сам чайный сад (тянива).


Гости собираются в отдельной комнате/иногда беседке, а затем идут по саду к чайному домику. Первый главный/старший гость, замыкает самый младший (по статусу или старшинству).

Японский сад (как и сама чайная церемония) созданы в гармонии «для гармонии». В Европе сад «встраивают» в окружающую действительность, в Японии наоборот, чайный сад и домик (тясицу) является дополнением окружающей природы. Ничто не должно особо бросаться в глаза, нарушать сосредоточенность.



тропинка (родзи), которая ведёт к чайному домику выкладывается из камней. Перед приходом гостей их смачивают водой.

(более современное внизу)

Чайная церемония может проводиться в любое время суток, поэтому сад украшают каменные домики-фонари:

свет от них не очень яркий, ведь главное, чтобы был виден путь.

В конце тропинки, рядом с чайным домиком, стоит колодец для омовения (tsukubai). Это ещё одна «граница между священным и обыденным».

Гость присаживается рядом с колодцем, бамбуковым ковшиком зачерпывает воду, чтобы очистить руки и рот. Этим действом он смывает с себя «всю грязь» (не только внешнюю, но и внутреннюю).

Хотя, на первый взгляд тясицу кажется простым и тесным (домик строится в деревенском стиле), всё тщательно подбирается и продумывается.


Использована фотография домика Jyoyan, построенного в начале XVII века военачальником Ода Ураку и зарегистрированным в качестве национального достояния. В данном домике вход находится на высоте 50 см от земли, а высота и ширина самой двери 66 см

Вход очень маленький, чтобы войти приходится согнуться и «заползти» внутрь. (Это последняя граница). Перед тем как войти, вы кладёте веер перед собой, делаете поклон и только после этого «заходите» внутрь (как и до этого, по старшинству).

Первым делом, подходят к нише токонома – священному месту в чайном домике (из-за этого она делается на ступень выше обычного пола), в которой располагается свиток с изречением/стихотворением и икебана (свиток весит сначала церемонии, икебана ставится в определённое время, на момент приготовления лёгкого чая, она уже в нише). Как и перед входом, делается поклон. Каждый должен успеть прочесть и полюбоваться, но не забывайте, вас ждут другие гости, которые в это время находятся перед входом за дверью.
Затем подходите и делаете поклон утвари, ей так же можно и нужно любоваться (например, у нас на занятиях на каме выгравирован очень красивый рисунок). Теперь можно пройти на своё место (веер кладётся за собой).

Только после того, как предыдущий гость занял своё место, может заходить следующий.
Входящий гость кланяется и вместе с ним гость/гости, которые уже заняли свои места. Каждый гость проходит от входа к нише, от неё к утвари и только потом на своё место. Все терпеливо ждут.
Во всем этом действе проявляется один из элементов чайной церемонии почтительность. Никто не может прервать другого, никто не может поторопить.


Как только последний гость занял своё место входит мастер. В руках у мастера первая чаша и баночка с чаем. Мастер делает поклон и одновременно с ним гости (в некоторой степени это синхронно), затем он проходит к очагу и расставляет оставшуюся утварь.
Когда своё место занимает бамбуковый ковшик (хисяку) и раздаётся характерный звук удара о татами (это надо слышать), снова делается общий поклон.
Вот так выглядит место мастера после поклона:

на верхнем рисунке (слева на право): первая ёмкость - для грязной воды, затем хисяку (бамбуковый ковшик), кама (емкость для нагрева воды) на переносном очаге (сейчас он бывает и электрическим, внутри него лежат угли), затем видна первая чаша (в ней лежит бамбуковый венчик и бамбуковая ложечка), рядом с ними сосуд с крышкой для холодной воды, совсем маленькая коробочка - баночка с чаем маття. 
внизу всё тоже самое, но с другого ракурса



Затем мастер приступает к приготовлению чаши, а ханто (помощник/помощница, которыми обычно является один из учеников) раздают сладости или (если помощника нет), сладости гости берут сами, но есть их пока нельзя.
Вагаси (wagashi) зависят как от сезона, так и от цели встречи. В составе только натуральные ингредиенты. Хотя они и считаются сладостями, всё же это не наши обычные конфеты. Вкус у них необычный, но это дело привычки.


 
весенняя сладость, завёрнутая в листья сакуры (вверху
 


Во время приготовления чаши (в определённый момент) мастер произносит «окаси о дозо», после чего можно есть сладости, а мастер продолжает действо. (Лёгкий чай готовится для каждого гостя в отдельной чаше).

маття из которого готовится лёгкий чай

чайная церемония «за столом» обычно выездная/выставочная версия, можно увидеть на различных фестивалях

- в чайном саду

Когда берёте что-то или вам передаёт ханто (например, сладости и чай), обязательно сделайте поклон, после чего ставите это перед собой и следующим гостем и с поклоном произносите «осакини» (извините, что вперёд Вас), следующий гость отвечает «дозо», после чего чаша ставится к себе, перехватывается и пьётся чай.


Надо отметить, что чаши хотя выглядят просто, очень дорогие, нередко существуют в одном экземпляре, поэтому относиться к ним надо бережно.
Вот так выглядит, когда приготовлена первая чаша (и готовятся последующие)


Главному гостю даётся самая лучшая, самая дорогая из них. Нередко на её дне скрывается какой-то узор или нарисован фамильный герб.
После того, как вы выпили чай, её можно рассмотреть, но слишком высоко поднимать нельзя, после чего следует отдать следующему гостю.

NB! Чашу пить "с лица" (ракурс, с которого полностью виден рисунок, обычно этой стороной подаётся мастером) не принято, поэтому её держат на одной руке, а другой поворачивают по часовой стрелке, а когда передают, чтобы посмотреть следующему гостю, её поворачивают назад (так следующий гость видит тоже чашу "с лица).


Льётся вода, потрескивают угли в очаге, бамбуковый венчик мягко касается чаши и чая... Чайная церемония - калейдоскоп звуков и запахов...

Лёгкий чай – время общения. Не принято говорить о делах и повседневных заботах, обсуждают изречение свитка, говорят о красоте икебаны, природы, об утвари и конечно о самом чае.
Каждая чаша готовится несколько минут, поэтому одновременно приглашается не так много гостей (не забывайте, сидеть нужно в одной позе всё время).
Первый гость (он же главный) в некоторой степени руководит церемонией: может предложить чай выпить самому мастеру (тогда мастер готовит чашу для себя), а после того, как и последний гость выпил чай, говорит, что пора завершать церемонию.

Мастер начинает убирать утварь в зеркальном порядке, всё занимает свои места. Перед выходом мастер и гости снова кланяются друг другу. В том же порядке, что и заходили, каждый покидает чайный домик: снова делаются поклоны нише токонома (за время полной чайной церемонии цветы успевают раскрыться), утвари и другим гостям у выхода…
Чайная церемония, как облетевший цветок, остаётся жить в воспоминаниях и мыслях её участников…
Полнолуние.
В чайном домике на вершине
Нет ни души.
Ёса Бусон


Понимаю, что сложно представить то, что никогда не видел, а передать словами всё, к сожалению, я не могу, да и не имею права, всё же чайная церемония – сакральное действие)
Спасибо, что заглянули, надеюсь вам было интересно)
P.S. Если что-то интересует – задавайте вопрос, буду рада ответить, если знаю ответ))

Все фотографии, до этого сообщения, из интернета. На авторство не претендую, если кто-то из Авторов посчитает использование их работ недопустимым, фотографии будут сразу удалены


Притча о знаниях и применении их на деле:
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
— Вот что мы узнали о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
— Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник, – добавил второй.
— Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник, – подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
— Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
— Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
— Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.





Метки: нет

Предыдущий пост: Как всё начиналось Все посты Erа Следующий пост: Черновик

Комментарии (143)

Erа
02:07 08/08/16
Cкрипaч, спасибо, что заглянули, рада, что пост понравился))
Cкрипaч
09:33 07/08/16
Спасибо вам. Замечательно описано все. Неспешный, уютный, познавательный пост.
Erа
21:11 11/06/16
Марцепанка, сложно, когда совсем не знаком, а занимаясь, каждый раз открываешь для себя что-то новое)) ким ки дук, китайскую не могу представить, ни разу не видела) Nadinka-ya, спасибо, рада, что эмоции хоть так удалось сохранить и передать))
Nadinka-ya
00:03 09/06/16
Erа, Икебана очень нежная получилась!
ким ки дук
02:05 08/06/16
сурер репортаж, а я в Китае когда был на чайной церемонии,так там парень с чайником на голове и двухметровым носиком чайника при резком движении башки поподал струёй чая в любую кружку,стоящую напротив,при этом не проронив ни капли! Это было потрясно!
Марцепанка
07:58 07/06/16
Erа, очень сложная церемония)))
Erа
00:51 07/06/16
Taliy, очень люблю притчи, как с этой меня познакомили, поделилась и с другими)
Erа
00:51 07/06/16
Артём., спасибо, рада тебя видеть)
Erа
00:50 07/06/16
Krea97, как сказала мастер, которая проводила мастер-класс, что "ошибочно считать композицию из сухих цветов икебаной, икебана только из живых делается", так что многие из пришедших этому удивились)) ничего, наоборот спасибо, я как-то пропустила момент, где вы обсуждали ануннаков, мне было интересно, спасибо, надо будет тоже поискать про них информацию) добрых снов)
Erа
00:45 07/06/16
АНЖ_,спасибо, то, что она волшебная, я узнала, когда домой принесла, её все животные полюбили))
АНЖ_
00:22 07/06/16
Erа, дорогая икебана просто прелесть с нотками волшебства, самое то))))
Krea97
23:56 06/06/16
Ускакала, наконец, спать. Всем сладких и нежных! :-) Розочки были чудесны, .. улыбка на лице.
Krea97
23:54 06/06/16
Erа, икебана потрясающая! :-) А я всегда считала, что икебаны можно делать только из сухих ингридиентов )) а если из живых, то это букет )) Век живи, век учись. :-) И простите, что предыдущее сообщение было не по теме.
Krea97
23:45 06/06/16
Taliy, прочла про ануннаков.. Новая инфа . Небольшая копипаста: "Но, также известно, что на Земле аннунаки стали быстрее стареть и некоторые из них умерли на нашей планете естественно. Есть запись, что Александр Македонский, как и все великие герои, хотел посетить бога Мардука, но приблизительно в 500 году до н.э. в Вавилоне, он смог лишь увидеть гроб великого аннунака. Шумерская история о «тех, кто пришли с небес» частично легла в основу Старого Завета. Аннунаков в Библии называют Нифелим – сыновья Божьи, и они, как и Игиги из шумерской истории спустились из небес, чтобы найти себе жен среди земных женщин. Также проводят параллели между историями создания мира, первыми людьми, первыми патриархами, потопе и многих других. По сути, все книги Старого Завета перекликаются с шумерской историей бытия." Taliy, предлагаю Вам исследовать данный вопрос, или хотя бы поделиться с нами тем, что уже знаете. :-) У меня прям глазки от жадности разбегаются, такая интересная тема!! :-) А времени толком нет ни на что. Снова сон только на 4-5 часов, если повезет, и снова в бой. Буду очень признательна Вашему трудолюбивому гению и природной любознательности, если сочтете возможным поделиться с нами инфой и упорядоченными картинками, а то почитала по верхушкам, а уже на 2 совершенно разных мнения наткнулась.. И не понятно, то ли благодарить рептилоидов, что из гоминидов сделали людей, то ли ножи точить, за то что вмешались и обкорнали ветвь человеческую, лишив долгой жизни и сверх.способностей, превращая в удобных и покорных рабов..?
Артём.
23:29 06/06/16
кхм. обязательно найдется та "ложка дёгтя" в такой вкусной теме. Erа, икебана нежная )
Taliy
20:33 06/06/16
Erа, Erа,придча замечательная. Всегда бы так,мне кажется,что нельзя утверждать с достоверность о том,что понял,пока не попробовал сделать это. На словах все сильны,но как дело до практики доходит....
Асура-сан
15:35 06/06/16
Erа,спасибо ^_^
Асура-сан
14:54 06/06/16
Erа,без добавок )
Erа
14:53 06/06/16
Асура-сан, просто или с какими-нибудь добавками?)
Асура-сан
14:52 06/06/16
Erа,черный ^_^
Erа
14:16 06/06/16
Oльга, это да)
Oльга
14:13 06/06/16
Erа, все преходяще ) Зато, у тебя осталось фото )
Erа
14:08 06/06/16
Oльга, гринфилдовский зелёный не пробовала. К счастью, у нас есть несколько мест, где чай можно достать очень вкусный и по доступной цене) Иной раз просто люблю зайти, полюбоваться, прочувствовать эти ароматы)) Материал, который они дали, хорошо сочетался, так что это ещё и организаторы постарались) Спасибо, она мне напоминает весну. Жаль только кот-проказник, убегая от собаки снёс её и дома она стала напоминать что-то совсем другое)
Oльга
13:52 06/06/16
Erа, если говорить в принципе, то зеленый без добавок. Стараюсь покупать листовой гринфилд - он самый вкусный в том ценовом диапазоне, который я могу себе позволить ) Икебана очень нежная. Красиво )
Erа
13:51 06/06/16
Cила красоты, к сожалению, не весь материал можно отследить кто автор и откуда идут корни. За совет спасибо, на будущее учту, чуть позже добавлю в этот пост подобный комментарий. Рада, что вы заглянули ко мне в пост)
Cила красоты
13:48 06/06/16
Erа, мне приходилось общаться на сайтах , где требовалось подписывать любое "принесенное" , а привычки остаются с нами. В любом случае, если бы под подобной работой было написано, что использован материал из интернета и при первой претензии авторов он будет улален - было бы правильно.
Erа
13:46 06/06/16
Кстати о фотографиях, была вчера на дне Японской культуры на ВДНХ, был мастер-класс по икебане, что у меня получилось) http://cs633218.vk.me/v633218328/2c411/MwHGAWyjaJA.jpg
Erа
13:44 06/06/16
Oльга, Оля, привет, любой отзыв - это отзыв, так что он имеет место быть) ты кстати какой чай любишь? (если говорить в принципе)) Хорошо менять не буду, когда свои появятся, просто добавлю их))
Oльга
13:42 06/06/16
Erа, не надо ничего удалять в угоду троллям. Думаю, не ошибусь, если скажу, что все мы здесь можем отличить любительские фото от профессиональных. И кроме того, без них пост потеряет часть очарования. Пожалуйста, не меняй ничего.
Erа
13:35 06/06/16
Cила красоты, это пост сделан для ознакомления, если кого-то заинтересует, он сам может поискать дополнительную информацию/книги/статьи/видео и выбрать то, что ему ближе и удобнее, на том языке, который он знает. По поводу фотографий - не претендую на авторство ни в коей мере, Вы правы, я их собрала/отобрала те, что мне показались наиболее интересными и подходящими к данному посту. Если кого-то оскорбляют фотографии или они нарушают чьи-то права, я могу удалить их. Многое из того, что я здесь написала, я описывала по тому, что видела/вижу на занятиях, для того чтобы запомнить лучше и заодно поделиться. Конечно, возможно есть какие-то совпадения, по этой теме много читаю и статьи попадались разные, всего даже не запомнишь. В любом случае, спасибо за ваш отзыв)
Oльга
13:33 06/06/16
Cила красоты, не нравится? Так, можно и мимо пройти. Мы здесь, как бы, о чае разговариваем )
Cила красоты
13:21 06/06/16
Хороший пост. Зачем интересующимся японией людям самим что-то искать, читать , делать выводы ? Еще думать начнут, голова заболит. За них википедию и статьи по церемонии уже почитали, картинок из аналогичных тем пособирали, глотайте, что дали ! Ссылок на чужие статьи нет. Фото безымянные. Можно подумать, что автор все сам сделал. Красота!
Erа
12:48 06/06/16
Ян_, спасибо) Особо понравились: Вкус мяты в чае Воскрешает старую Печаль о тебе. и Роскошь путника. Пью чай под старым кедром С ароматом хвои. Оба навевают воспоминания "с ароматом чая")
Erа
12:46 06/06/16
АНЖ_, рада, что понравилось) Жасмин люблю не только в чай, но и когда он просто цветёт, для меня этот цветок ассоциируется с Мамой и домом (когда мои родители поженились, они посадили у нас под окнами куст жасмина, каждый год любуюсь им)) Теперь чая с жасмином хочется))
Erа Оффлайн
Аватар Erа
Добавить в друзья
Написать сообщение

Закладки
Лента
Посты
Рецензии

Друзья
Пользовательское Соглашение | Жалоба на контент | Для правообладателей | Реклама на сайте | О нас
Read Manga Mint Manga Find Anime Dorama TV Libre Book Self Manga Self Lib GroupLe