Read Manga Mint Manga Find Anime Dorama TV Libre Book Self Manga Self Lib GroupLe

Интервью А. Долина о ценности и цели кинокритики

Написано: 21/12/16 Комментариев: 137 Пожаловаться на содержание поста

Рейтинг: 6,91/10 Всего голосов: 11

"Кино — это искусство. Искусство должно бороться со штампами и клише, а не пропагандировать их, подменяя догмой и готовым рецептом тот поиск,
в котором суть культурной деятельности и заключается". А. Долин
Полный текст вы можете прочитать тут. Может быть, прочитав мнение профессионального и уважаемого кинокритика, некоторые пользователи дораматв наконец поймут, почему штампы в корейском телепроме - это очень плохо, и почему при просмотре корейского телепрома отключать голову не нужно.

Метки: нет

Все посты tonatiu Следующий пост: список азиатских фильмов, которые искупают существование дорам-клише

Комментарии (137)

tonatiu
21:15 17/01/17
Jozephina,причин может быть две: либо еще не насмотрелись в достаточном объеме, либо механизм защитный сломан, психическая девиация.
Jozephina
21:00 17/01/17
Tonatiu, тогда мне не особенно понятно, почему одни всё же находят в себе силы переживать и сопереживать, а я - уже нет. В целом-то да, свойство психики таково, что она выстраивает защитные барьеры... ну, в норме. Это и адаптация, и привыкание - по-всякому можно назвать. Югэн - в этом сила японцев, о да. Ещё до того, как узнала этот термин из статьи Овчинникова, обращала внимание на саму подачу. Насчёт слезодавильни я даже соглашусь: но думаю, тут всё дело в формате - это раз, в том, что историю... ну, приукрасили - это два. Однако основанность на реальных событиях там чувствуется, да и актриса хорошо сыграла. По крайней мере, в этом сериале я понимаю, что всё же первостепенной задачей авторов было не чтобы все обрыдались у экранов, а обратили внимание, что да, может случиться и такое. Это не случай всё же, когда болезнь впихнута ради плача, нет - именно её развитие является центральной темой. Да и несмотря на всю драматичность, я бы скорее отнесла дораму к категории жизнеутверждающих. Такой вот парадокс.
tonatiu
20:45 17/01/17
Jozephina, нет, к сожалению, у всех людей одинаково затирается взгляд. Если что-то случается слишком часто, оно становится обыденным, и на него прекращают обращать пристальное внимание. Ну как если бы рядом с вами постоянно падали бы золотые слитки или бомбы, без разницы, ну раз удивились, ну два, ну десять, а потом стали бы удивляться, только если они б перестали падать. Про мастерство в подаче драмы соглашусь. У японцев даже есть такая эстетическая категория "югэн", когда вещь не в лоб представляется, а через окружение, через тень. Касательно "Одного литра слез", спасибо, конечно, японцам за популяризацию БАС, но, как по мне, этот сериал тоже был слезодавильней.
Jozephina
20:35 17/01/17
tonatiu: тут вопрос восприятия и человеческой психики, с эффектом привыкания в смысле. Кто-то, как я понимаю, не привыкает и каждый раз переживает, и глубоко проворачивает. Сложно привыкнуть к документальным хроникам, но вот к постановочному насилию, горю, если оно разыгрывается одинаково можно привыкнуть вполне. Может, конечно, это свойство конкретного человека. В моём случае это скорее так: кровь ради крови и драма ради драмы на меня давно не действуют, должно быть заложено авторами что-то большее, чем "обязательный элемент". Иной раз тебе не покажут кровь и жестокость, но тебе всё равно станет жутко и тяжело - именно в этом заключается мастерство, я думаю. Потому что когда тебя "перекармливают", срабатывают уже какие-то механизмы в голове, и ты просто эмоционально отключаешься.
Jozephina
20:30 17/01/17
О да, неплохо выглядящие актёры во время смертельных болезней - тема отдельная. Но ладно, я с какой-то стороны пойму это, всё же у нас не документальное кино. Просто рак - не единственная болезнь от которой медленно/не очень медленно умирают. В этом плане мне больше импонируют японцы: известный "Один литр слёз" не про рак совсем. Но как сделан. Если уж используете болезнь в истории - так оправдайте её там наличие, у меня подход такой. Корейцы, кстати, ещё очень деменцию любят. Просто мне ход с раком не нравится во многом и потому, что у зрителя так может невольно возникнуть картинка в голове, что это едва ли не единственное серьёзное/неизлечимое заболевание... что далеко неправда. И иной рак менее опасен, чем ряд других заболеваний. Которые, может, случаются реже - но тем и хуже, потому что там пациенту зачастую вообще никто и ничем не может помочь. Рак же относительно неплохо изучен и часть его видов таки лечится. Именно поэтому и неприятно: это уже не привлечение зрителя к проблеме заболевания, а использование заболевания для выжимки слёз и прощения персонажей, как вы верно заметили.
tonatiu
20:26 17/01/17
Jozephina, и вот вы не приговорили это, но к этому подвели: действительно, есть причинно-следственная связь: чем чаще мы видим это на экране, тем меньше наш эмоциональный отклик. Эффект привыкания. Тут же стоит упомянуть экранное насилие.
tonatiu
20:24 17/01/17
Jozephina, рак сюжетно удобен тем, что персонаж как бы заранее за все прощен, ему же вот полгода осталось, можно все, он же несчастный, пиши любую сценарную ахинею. И при этом он дееспособен практически до конца, а если и не дееспособен, то все равно выглядит вполне привлекательно с экрана, ну подумаешь, лысый после химиотерапии. Это не инвалидность после ДТП с оторванными конечностями, не инсульт, после которого человек может оказаться овощем. Удобно, в общем.
Jozephina
20:18 17/01/17
Tonatiu, собственно из-за общевстречаемости рака везде (не только у азиатов, а у большинства стран в кино и современной литературе) у меня уже практически не получается его воспринимать без цинизма. Ну нельзя же так, на самом деле. Это уже штамп уровня амнезии. Которая, бесспорно, тоже в жизни бывает, но...
tonatiu
20:06 17/01/17
Anna Bernal, боюсь, что нет, не преувеличено. Поиск работ, чтобы было не скучно, и поиск работ, чтобы было не стыдно/не противно смотреть, - вещи разные.
tonatiu
20:02 17/01/17
Jozephina, очень верное замечание про болезни)
Anna Bernal 
19:45 17/01/17
tonatiu, про тяжесть поиска насмотренного сильно преувеличено. пока в Японии снимают кино и рисуют аниме, мне точно не будет скучно. а шедевры и кино- и прочие откровения, они для того и шедевры, чтобы быть редкими. ожидание усиливает.
Jozephina
19:42 17/01/17
Tonatiu - о да, соглашусь. Есть у меня ещё один жутко выводивший всегда ход (на этот раз у японцев, правда) в споконах: во время какого-нибудь важного соревнования или в качестве мотивации персонажу кого-нибудь из близких ему людей грохнуть. Да, я понимаю, что "такое и в жизни бывает", вот только как правило на результаты эффект оказывает оно не самый лучший (когда как, конечно, но), да и случается ну явно не с каждым спортсменом. Вот с одной стороны люблю жанр, но эти "фиалки на окне" откровенно надоели. Есть очень известный японский мангака (в жанре) - так у него без этого не обходится ни одно произведение. Ещё нынче стало модно если вводить смертельную болезнь/смерть персонажа, то в 9/10 случаев это будет рак - и ничего кроме. Причём обнаруживаться будет он непременно на 4-й стадии. Я всё понимаю, но неужели не существует ДРУГИХ болезней? Эта страшна, спору нет, но она не единственная и всё же не на первом месте по распространённости (на первом сердечные заболевания, но почему-то про них все резко забыли).
Jozephina
19:42 17/01/17
Tonatiu - о да, соглашусь. Есть у меня ещё один жутко выводивший всегда ход (на этот раз у японцев, правда) в споконах: во время какого-нибудь важного соревнования или в качестве мотивации персонажу кого-нибудь из близких ему людей грохнуть. Да, я понимаю, что "такое и в жизни бывает", вот только как правило на результаты эффект оказывает оно не самый лучший (когда как, конечно, но), да и случается ну явно не с каждым спортсменом. Вот с одной стороны люблю жанр, но эти "фиалки на окне" откровенно надоели. Есть очень известный японский мангака (в жанре) - так у него без этого не обходится ни одно произведение. Ещё нынче стало модно если вводить смертельную болезнь/смерть персонажа, то в 9/10 случаев это будет рак - и ничего кроме. Причём обнаруживаться будет он непременно на 4-й стадии. Я всё понимаю, но неужели не существует ДРУГИХ болезней? Эта страшна, спору нет, но она не единственная и всё же не на первом месте по распространённости (на первом сердечные заболевания, но почему-то про них все резко забыли).
tonatiu
18:24 17/01/17
Jozephina, да, "потому что гладиолус" - один из любимых сценарных приемов корейцев, и не только их) А касательно манипулирования зрителем, есть даже такой термин "эмоциональный шантаж", когда совершенно намеренно зрительское внимание привлекается вещами, проигнорировать которые почти невозможно. Ведь правда, что нам практически всем жалко невинно обиженных, людей при смерти, неудачников с добрым сердцем, детей, над которыми издеваются, животных. Но когда это используется в сотый раз и откровенно цинично, кроме раздражения, такие сюжетные "ловушки" ничего не вызывают в сердце.
Jozephina
17:55 17/01/17
Taiklot, ох, как же вы правы про глутамат =) Кстати, довольно удачное сравнение. Единственное что: глутамат вызывает желание пробовать ещё и ещё, но вот такие штампованные удары - скорее, наоборот. Насчёт психологических приёмов вы правы - и это вообще одно из излюбленных стандартов манипулирования зрительскими эмоциями в кино/сериалах. Я последнее время часто задаюсь вопросом, читая некоторые комментарии к дорамам, где зрительницы "плачут с героями", что же со мной-то не так. У меня редко когда даже ком вступит в горло на этих "рыдательных" местах. Тут вам соберут и рак, и амнезию, и "он её не понял" - и делать это будут так топорно, что единственная эмоция будет вида: "ой, да завязывайте уже". Я это называю драма ради драмы. Вот вроде есть формула произведения, автор задумывается о целях, которые ему интересны, очевидно, о рейтингах - и действует сообразно. Мне почему-то это напоминает ситкомы с закадровым смехом, только уже с закадровыми же причитаниями. Вот пожалуй, ничто не нервирует меня у той же Кореи так, как использование драматического эффекта "потому что гладиолус". tonatiu, увы, это действительно для меня уже становится проблемой: я в общем-то люблю кино, и я и масскульт готова воспринимать, когда это качественно сделанный масскульт, в который создатели вложились с любовью. Но последнее время я с таким сталкиваюсь всё реже. Соответственно, я не могу получить удовольствия от произведения, как бы ни старалась. Итоговая картина выходит плоской. И да - чем больше за плечами просмотренного (и прочитанного), чем чаще сталкиваешься с таким ощущением.
tonatiu
17:38 17/01/17
Jozephina, как я вас понимаю, мне тоже очень тяжело смотреть такие работы, где даже автору скучно "играть" со своими персонажами. Тяжек поиск насмотренного человека.
tonatiu
17:37 17/01/17
Taiklot, вы совершенно правы в том, что банализация драматургии (читай, ее заштамповывание) обедняет итоговое впечатление, уменьшает силу творческого посыла авторского коллектива.
Jozephina
17:17 17/01/17
Ну, Долину они могут быть милы и по личным соображениям, все мы люди, как говорится. В целом-то он прав, путь человека от искусства - это всегда путь поисков. Тут просто важно не скатываться до эпатажа. А у Бондарчука и Михалкова я вижу скорее его в последних работах, поскольку смысла в их кино кот наплакал, тот же "заказ", только его оборотка. Ну да, с самодостаточностью не поспоришь. Но ладно, речь действительно не о них, а о штампах азиатских =) Я, правда, не знаю, на что оскорбились люди в комментариях, ибо права смотреть, что нравится, у них никто не отнимает. Опять же, я придерживаюсь мнения, что есть и весьма качественный масскульт. Не пустой, скажем так. Но вот из раза в раз смотреть на одно и то же, написанное и обыгранное одинаково - я не знаю, как это может не надоесть. Я, конечно, не из культурной сферы, но есть у меня образование художественной школы... так вот: один натюрморт/пейзаж могут нарисовать десятки людей, но запомнятся одна-две работы. Сдаётся мне, так для всего искусства: есть вещи, которые не сотрутся из памяти и заставят переживать и осмыслять даже спустя время. Они не обязательно должны затрагивать смыслы бытия, но выделяться будут. Иначе время пройдёт и ты не вспомнишь ничего, когда тебя попросят рассказать "а о чём там было, чем примечательно"? На меня иногда обижаются некоторые мои друзья, говоря, что со мной кино/сериалы смотреть не интересно. Ну а каково мне, когда проблема авторов сериала не в том даже, что они совсем не могут и не умеют удивлять - а в том, что они даже и цели себе такой не ставят? Штампы - угу, наверное, хорошо для тех, кто умеет выключаться и смотреть "фоном". У тех, кто не умеет, штампы зачастую отбивают желание смотреть вообще. И я не говорю это о догме типа "добро побеждает зло". Вопрос в том, как это осуществляется, и что есть добро, а что - зло. Мне всегда казалось, что цель любого творца, первичная - запомниться зрителю/читателю. Запомниться хорошо. И чтобы его поняли, конечно. Хорошие авторы это умеют.
Taiklot
17:16 17/01/17
Вернулась к теме, захотелось добавить. Ведь штампы - это не всегда, а теперь уже и зачастую, не только визуальный приём. Это тот спектр психологических приёмов, при помощи которых у зрителя вызывают определённую эмоцию. И чем этот спектр уже, тем мы, как зрители, становимся всё более обделены в этом плане. В конце концов, я полагаю, можно столкнуться с тем, что сложно будет различить новый удачный приём, взывающий к тем же эмоциям, но он будет не понят, не распробован, не оценен. Или оценен не так. Как пища с глюконатом натрия. Потом может всё показаться пресным, хотя направлено, вроде, на то же, на насыщение потребности - в данном случае - в эмоциональном отклике. Внутренняя тонкая драма заменяется порой внешним раздражителем, который лупит по восприятию зрителя кувалдой. И уж тут сложно промахнуться - где плакать, где смеяться.
tonatiu
17:02 17/01/17
Jozephina, крайне приятно, что появился еще один человек, который, не только согласен с моим (и А. Долина) отношением к штампам, но и понял пост без передергиваний! Вы, пожалуй, правы в своих претензиях к Т. Бекмамбетову и Ф. Бондарчуку, и особенно - к позднему Н. Михалкову. Просто мне кажется, для Долина они тем милее, что не идут на поводу у публики, желающей воплощения мифа, да, с минусами, но они самодостаточны в своей авторской воле, сколь бы плохой она не была. Но, к счастью, это не является ключевым моментом моего поста, поэтому особо копаться здесь не буду.
Jozephina
16:44 17/01/17
Ммм, довольно странно видеть, что первоначальный посыл был воспринят многими комментаторами странно... По поводу речи Долина - с мыслями его согласна, но лишь отчасти. Не согласна в похвальбе Тимура и Федора, ага. Потому что это давно не творцы, а "дельцы". И да, конкретно этот момент в его интервью слегка отбрасывает тень на остальное. "28 панфиловцев" он вроде и ругает, но как-то ругает вяло, типа "опять про войну, про подвиг" - и т.п. Я слышала разные отзывы о фильме, с замечаниями и восторгами, но в том, что он приличнее в разы "новаторств" Бондарчука и Михалкова, которые лично у меня не повернётся язык назвать искусством - это точно. Относительно штампов и клише в целом - я тоже думаю, что пропагандировать их кино не должно. Сама люблю больше, когда они высмеиваются и обыгрываются. Штампованное кино, в чём его главная, наверное, беда, не запоминается и в душе ничего не скоблит. Я с этим как раз хорошо столкнулась после потребления американского масскульта и корейских однотипных ромкомов (не всех!), а также некоторых "претендующих" артхаусов: это вот то самое, когда ты понимаешь, что сценарий у действа... заказной. И цель его не столько что-то там тебе донести, сколько "вот тут мы вышибаем слезу, тут у нас любовь, а тут зритель должен смеяться". И хорошо ещё, если штампов немного и произведение можно оценить как "средне". А вот когда они пачками сменяют друг друга - увы, караул. Соглашусь с Долиным в том, что сейчас кинопром - во многом именно бизнес, и зачастую это очень и очень грустно. Потому как иногда ты вот вроде бы смотришь историю, пытаешься понять, что автор хотел ей донести... но она в тебе не трогает ничего. Я даже о логике сейчас не говорю. Просто уже всё происходящее настолько третично, что не заставляет тебя думать, в этом беда. Думаю, моя беда с многим массовым продуктом последнего времени (в Азии и не только), что он ничему не учит. А ты как-то вот уже привык с детства, что искусство заставляет думать. А теперь выясняется, что чтобы воспринять фильм, надо "отключить голову". У меня пока не получается, вот увы =)
tonatiu
22:57 26/12/16
Sidarezakyra, спасибо за пожелание! Список в следующем моем посте; фильмов, конечно, больше, но пока, думаю, хватит этих. Сериалы не брал намеренно.
Sidarezakyra
21:59 25/12/16
tonatiu, не болейте и выздоравливайте скорее, грустно болеть в канун НГ. На счет списка фильмов, было бы здорово абсолютно в любое время.
tonatiu
21:39 25/12/16
Sidarezakyra, извините, что поздно отвечаю, я сейчас в болезни. Если вы дадите мне еще несколько дней, я составлю список, просто список, работ, которые доступны на этом сайте и которые, по моему мнению, достойны широкого внимания.
Sidarezakyra
22:32 23/12/16
tonatiu, на полном серьезе, с большим удовольствием ознакомилась бы с Вашей коллекцией хороших/отличных фильмов. Не пожалейте времени. Или пост про Фильм, оставивший глубокий след. Понимаю, что просьба моя навязчива и эгоистична, но что поделать /ваши закладки полной информации не дают/, а было бы интересно)
Маф-чан ;3
11:24 23/12/16
利用者名がない, для меня кино вряд ли такое важнейшие искусство))
Маф-чан ;3
11:23 23/12/16
利用者名がない, Нет важнейшим для нас является музеи ))
利用者名がない
11:09 23/12/16
Манга, аниме, фанфики, «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». В.И.Ленин. Вот! Я тоже ссылаться на «авторитетов» умею. ))) Правда, есть и другой вариант: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».
Маф-чан ;3
11:00 23/12/16
кино - это кино)) вхаахах
только с отключенной башкой это смотреть и можно
creative_sense
20:06 22/12/16
tonatiu, "метод от противного" только пробивает на эмоции - и они в большинстве случаев негативные (Вы готовы к мозговой битве и словесным атакам? Вам оно надо?). Поэтому, я согласна с *Хилер*, что позитивные методы в данном случае (когда Вы хотите чем-то заинтересовать в плане "хороших фильмов") намного эффективней для понимания (а не ответной агрессии и взаимной критики и др обсуждений не в тему). Своё же время сэкономите и других порадуете - да и себя тоже, при желании:-))))
tonatiu
20:03 22/12/16
*Хилер*, спасибо за разъяснения)
*Хилер*
19:57 22/12/16
tonatiu, про биографию и ценности я упомянула, что они и складывают мнения о чем, или о ком либо, то есть ее мнение не взято просто так с потолка, а прожито и оценено)
*Хилер*
19:54 22/12/16
tonatiu, ради бога, как желаете, я вас не уговариваю от вашего метода) Но насколько я знаю, большинство людей предпочитают позитивные методы, а метод "от противного" не на всех действует положительно и дает тот самый эффект, который вы изначально ожидали)
tonatiu
19:48 22/12/16
*Хилер*, я все-таки останусь при мнении, что метод "от противного" тоже эффективен. И зря вы выступаете адвокатом Taliy, я ее суду не предавал, с мнением ее считаюсь, иначе вовсе не стал бы вступать в дискуссию, а уж о ее биографии и жизненных ценностях здесь и вовсе речь не заходила.
tonatiu Оффлайн
Аватар tonatiu
Добавить в друзья
Написать сообщение

Закладки
Лента
Посты
Рецензии

Друзья
Пользовательское Соглашение | Жалоба на контент | Для правообладателей | Реклама на сайте | О нас
Read Manga Mint Manga Find Anime Dorama TV Libre Book Self Manga Self Lib GroupLe